Распространенная задача, решать которую приходится практически во всех ИТ отделах, пытающихся применить принципы сервисного управления – построение, развитие и управление каталогом сервисов. Задача эта на первый взгляд достаточно тривиальная, однако и при ее решении существуют определенные «подводные камни».
Например, при решении задачи «в лоб», каталог сервисов часто заменяют на перечень эксплуатируемых ИТ систем и базового ПО. Подобный подход имеет ярко выраженный недостаток: при инвентаризации в средней компании (то есть, с числом АРМ порядка 500) может быть обнаружено порядка 100..300 систем и приложений, которые могут быть классифицированы как сервис. Таким образом, пользователь, обращаясь в ИТ для решения каких-либо вопросов, вынужден формулировать свой запрос «на языке ИТ», что принципиально противоречит рекомендациям ITIL. Другая крайность – чересчур широкое определение сервиса. Например, сервис «рабочее место пользователя» может включать в себя ПК, базовое ПО, специфическое ПО и периферийные устройства, что приближает количество инцидентов, связанных с данным сервисом, к 100% от общего числа зарегистрированных инцидентов.
Классическое определение понятия «сервис» гласит, что «сервис – есть процесс обслуживания объектов». Библиотека ITIL рекомендует определять сервис как информационную услугу, то есть ту услугу, которую отдел ИТ предоставляет пользователям. При этом в качестве пользователей могут выступать как сотрудники профильных для бизнеса подразделений, так и внешние заказчики (в этом случае вводится специальное понятие – аутсорсинг). По сути, такая трактовка означает, что отдел ИТ является обслуживающей организацией по отношению к пользователям.
Библиотека ITIL не содержит четкого алгоритма, при помощи которого может быть построен каталог сервисов. Единственная рекомендация – «взглянуть на мир глазами пользователя». В этом случае сервис может быть представлен в виде совокупности инструментальных средств, технологий, политик и методов. Например, информационным сервисом может выступать «доступ в Интернет», который может быть реализован для различных пользователей при помощи различного оборудования, различных инструментальных и технологических средств, но результат будет один – доступ конкретного пользователя к ресурсам Интернет. Подобный подход к сервису значительно упрощает жизнь простым пользователям, одновременно усложняя ее специалистам ИТ, поскольку в этом случае они должны иметь информацию о связях пользователя, сервиса и оборудования. (Следует отметить, что рекомендации ITIL не обходят вниманием эту проблему – процесс управления конфигурациями и конфигурационная база данных как раз направлены в том числе на решение указанной задачи).
Таким образом, примерный алгоритм построения каталога сервисов будет следующим:
- Составляется инвентарный перечень всех программных и аппаратных средств, а также политик
- Составляется список пользователей, которые работают с указанными средствами
- Пользователи объединяются в группы по определенным признакам (соответственно, выделяются признаки классификации)
- Для каждой из сформированных таким образом групп пользователей выделяются те ресурсы (программные и аппаратные средства, политики), которые ими используются
- Определяется примерный перечень сервисов для каждой из групп пользователей
- Определяется примерный перечень всех сервисов, которые предоставляются отделом ИТ
- Проводится аудит перечня сервисов
Но создание каталога сервисов – это только «верхушка айсберга». Следующим, не менее важным этапом, является соотнесение сервисов с предоставляющими и обслуживающими их подразделениями. В простом случае отношение «сервис» - «подразделение» определяются однозначно: определено одно конкретное подразделение, которое отвечает за предоставление конкретного сервиса всем пользователям. К сожалению, подобные идеальные случаи редки. Как правило, ответственность за предоставление и поддержку большинства сервисов распределена между несколькими подразделениями. Как крайний вариант, один и тот же сервис в различных географически распределенных точках предоставляется и поддерживается группой различных подразделений. В этом случае необходимо выстроить матрицу, в которой соотносятся сервис, территория, подразделение, предоставляющее сервис и подразделение, обслуживающее сервис.
При построении подобной матрицы может возникнуть ряд трудностей. В частности, могут возникнуть конфликты между подразделениями, которые предоставляют и обслуживают сервис. Не исключена и обратная ситуация: при определении ответственных подразделений может выясниться, что за них на самом деле не отвечает никто. Решением и в том, и в другом случае решением будет аппеляция к «третейскому судье» - как правило, в этой роли выступает либо заказчик-спонсор проекта, либо руководство ИТ.
И, наконец, каталог сервисов и построенную матрицу необходимо отобразить в средстве автоматизации (для чего средство автоматизации должно поддерживать такую возможность). После чего можно переходить к следующей фазе – а именно, к управлению каталогом сервисов.
Управление каталогом сервисов включает в себя:
- Мониторинг текущего каталога сервисов
- Выявление новых сервисов
- Выявление новых территорий, требующих разворачивания тех или иных ИТ сервисов
- Выявление утративших актуальность сервисов
- Актуализация каталога сервисов
В больших организациях, обладающих значительными отделами ИТ, управление каталогом сервисов может быть вообще вынесено в отдельный формализованный процесс, или, как минимум, являться выделенной частью процесса управления уровнем услуг. В относительно небольших и средних организациях этот процесс, как правило, является частью деятельности, выполняемой в рамках процесса управления уровнем услуг.
Таким образом, в результате проделанной работы, будет построен управляемый каталог сервисов. Его развитие обеспечит ИТ отделу и заказчикам – пользователям бизнес-подразделений – однозначное определение сфер ответственности, что в целом положительно скажется на качестве работы ИТ службы.