Рассмотрим теперь логическую основу функционирования сети. Логически сеть существует на уровне передачи пакетов данных. Для того, чтобы два компьютера смогли "понимать" друг друга и "разговаривать" друг с другом, они должны использовать одинаковый формат передаваемых в пакетах данных. Решение этой проблемы привело к созданию протоколов – наборов соглашений и правил по методам передачи данных, их пакетированию и адресации. В настоящее время в большинстве операционных систем встроена поддержка протоколов TCP/IP, NetBEUI и IPX/SPX. Рассмотрим их более подробно.
Протокол NetBEUI – детище фирмы IBM. Протокол создавался как базовый сетевой транспортный протокол для работы в небольших рабочих группах – не более 30-40 компьютеров. Преимуществом данного протокола является высокая скорость работы (с точки зрения скорости пакетирования данных для передачи и извлечения их из пакета). Кроме того, этот протокол чрезвычайно прост в установке – установив протокол, достаточно привязать его к драйверу сетевой платы, и все! Серьезным недостатком этого протокола является отсутствие поддержки маршрутеризации. (Роль маршрутеризатора очень проста – он при необходимости перенаправляет пакеты данных из одного сегмента локальной сети в другой). То есть, если ваша сеть состоит из нескольких сегментов, то вы не сможете "увидеть" ничего, что находится за пределами данного локального сегмента сети. Вторым минусом этого протокола является отсутствие его поддержки в таких операционных системах, как, например, UNIX. (На самом деле этот протокол поддерживается только операционными системами от Microsoft и OS/2). В настоящее время этот протокол используется крайне редко.
Протокол IPX/SPX разработан фирмой Novell. Он лишен недостатков, присущих NetBEUI: например, в нем реализована поддержка маршрутеризации. Основа этого протокола – гарантированное установление надежной связи для передачи данных по сети и выбор наикратчайшего пути для передачи этих данных. Однако механизм, при помощи которого реализуются эти качества, является большим минусом IPX/SPX: для того, чтобы вычислить кратчайший путь от источника до приемника данных, машина-источник каждые 60 секунд посылает по сети широковещательный запрос по всем известным каналам. После чего ожидается так называемое "эхо" или отклик на каждый из этих каналов. По времени задержки эхо-сигнала делается вывод о кратчайшем пути от источника до приемника. Такой подход к выбору кратчайшего пути имеет огромный недостаток: резкое увеличение сетевого трафика. Соответственно, протокол IPX/SPX работает более надежно, но и более "шумно".
Протокол TCP/IP разработан ARPANET (сеть перспективных исследований и разработок). Этот протокол проектировался с максимальной степенью универсализации – так, с его помощью могут "разговаривать" друг с другом сети, например, из PC-совместимых машин с Win9x, PC-совместимых машин с UNIX и рабочих станций Apple Macintosh. Эта универсальность явилась причиной того, что TCP/IP стал базовым транспортным протоколом сети Интернет. Естественно, что с момента создания в TCP/IP были внесены некоторые изменения, направленные на его улучшение. С течение времени было выпущено несколько стандартов (или версий, что одно и то же) данного протокола. В настоящее время используется версия 4 этого протокола, которая по скорости работы несколько уступает NetBEUI. Для идентификации компьютера, работающего в сети по протоколу TCP/IP используется так называемый ip-адрес – четырехбайтовое число вида xxx.yyy.zzz.qqq. К недостаткам TCP/IP можно отнести относительную сложность его настройки.
Поскольку TCP/IP используется практически повсеместно, рассмотрим более подробно требования, предъявляемые к его конфигурированию. Для корректной работы сети по протоколу TCP/IP необходимо на каждой машине указать следующие параметры:
- локальный ip-адрес или ip-адрес сервера, отвечающего за динамическое присвоение ip-адресов
- ip-адрес сервера DNS
- ip-адрес сервера WINS
- шлюз по умолчанию
- маску подсети
Существуют два способа назначения ip-адресов конкретной машине в локальной сети: так называемая "серая" (динамическая или неявная) и "белая" (статическая или явная) адресация. "Белая" ip-адресация подразумевает явное присвоение ip-адресов каждой машине, "серая" – динамическое выделение ip-адреса. В случае, если компьютер работает в локальной сети, рекомендуется назначить ему адрес вида 192.068.xxx.yyy, где xxx и yyy – произвольные числа от 0 до 255. "Серая" ip-адресация подразумевает наличие в сети специального сервера, отвечающего за динамическое присвоение ip-адресов. Исторически сложилось так, что в большинстве локальных сетей используется именно "белая" ip-адресация. Одной из причин, по которой делают так, является определенность: "белое" присвоение ip-адреса гарантирует однозначную явную идентификацию компьютера в сети. (Это надо, например, для программ, которые напрямую работают с ip-адресами компьютеров).
Сервер DNS (Domain Name Server) необходим для трансляции легко запоминающихся человеком адресов (например, computer00.company.org) в ip-адреса конкретных компьютеров (например, 192.168.1.1).
Сервер WINS (Windows Internet Name Server) предназначен для работы в сетях Windows NT, использующих имена NetBIOS для их трансляции в ip-адреса конкретных компьютеров.
Шлюз по умолчанию указывает на портал (главный вход) в следующий сегмент сети, в том числе используется для доступа в Интернет.
Маска подсети – четырехбайтовое число, подобное ip-адресу, предназначенное для идентификации сетевого сегмента, в котором расположен компьютер. Например, для рабочих станций локальных сетей этот параметр может выглядеть так: 255.255.255.0.
Вполне возможно, что в конкретной локальной сети не установлен ни сервер DNS, ни WINS (оба эти сервиса не являются обязательными). В этом случае в настройках TCP/IP рекомендуется отключить распознавание WINS и указать, что адрес сервера DNS получается автоматически.
И замечание напоследок: при организации локальной сети не следует без особой необходимости использовать более одного сетевого транспортного протокола. Как правило, для организации сети и решения стандартных задач (организация файл-сервера, шлюза в Интернет, совместного использования периферийных устройств) вполне достаточно использования одного TCP/IP.
Продолжение следует...
Опубликовано в:Computer Market N32(113)