Этот пост - несколько необычной судьбы :) задуман он был довольно давно, а вот дописать руки дошли только сейчас. Да и жизнь подкинула нового материала в тему - но обо всем по порядку...
Как говорил Великий Классик Винни-Пух, "размышляя над Russian Open Source, меня посетила мысль - а как же и за счет чего живут и выживают разного рода дистрибутивы Linux? Тот же Linux XP, например? Или ASPLinux?"
Возьмем для примера Linux XP. Для тех, кто не в курсе - это коммерческий российский Linux. По цене 1500 руб за десктопную "коробку". (Информация с сайта LXP). По идее, суть проста и понятна: за основу дистрибутива взята Fedora Core, в дистрибутив интегрированы закрытые (или, если угодно - несвободные) компоненты. Выкини их - система перестанет быть коммерческой, получится совсем базовая Fedora. Добавь, и получишь коммерческий Linux XP. (Правда, определенное лукавство в моем утверждении все же присутствует: Linux XP несет на себе модифицированное ядро - угода юзабилити (скрываем от пользователя некоторые папки, верное отображение русских файлов в Nautilus и т.д.) При этом утверждается, что не нарушается GPL, под которой выпускается Fedora. (В баталии о лицензиях я вступать не готов, предположу, что так оно и есть - на старом сайте Linux XP вопросу лицензионной чистоты и законности было уделено довольно много внимания, так как желающих уличить их в нечистоплотности - как минимум половина Рунета. Правда, на новом сайте материалов, касающихся лицензионной политики, законности Linux XP я не нашел;впрочем, тема не о том, так что Бог с ними).
Или другие, "более свободные", дистрибутивы. Те, которые берут деньги за коробку и поддержку (классика жанра бизнес-модели Open Source). Alt Linux, ASP Linux и прочие товарищи, исповедующие принцип доступности дистрибутива без обязательной платы. То есть хочешь коробку, руководство и поддержку - плати, не хочешь - скачивай и пользуйся.
И в том, и в другом подходе есть свои плюсы и минусы. Понятно, что, если я - корпоративный пользователь, я буду платить, так как в первую очередь предмет моего интереса - грамотная поддержка (отдельный вопрос - может ли она быть обеспечена). Время решения запроса регламентировано, запросы типизируются - красота, одним словом! (Опять, таки, отметим: все это в идеальном случае; как происходит на самом деле - мне судить сложно, т.к. моя "техподдержка" - мозги коллег + форумы ((дома я сижу на ASP Linux. Не сочтите за рекламу.)) ). Еще один момент, на который наталкивает мой прирожденный скептицизм: а зачем корпоративному пользователю Linux? Вопрос риторический, и ответов на него - масса. От "не нужен, Вы что" до "это же самый реальный способ сэкономить на ПО".
Как частный пользователь, я платить не очень-то жажду, особенно за linux (который плотно ассоциируется у меня с заманчивым понятием "халява"). Поддержка в этом смысле - я сам, литература и Интернет. Время не играет большой роли - так как с проблемой можно разбираться и месяц (утрирую, конечно - хочется быстро и бесплатно) - при помощи специализированных форумов и спискрв рассылки, где у кого-то почти наверняка возникала схожая проблема. С учетом того, что частный пользователь платить не очень-то любит, а корпоративных, живущих под linux, по моим ощущениям, не так и много, вопрос - где лежат деньги, на которые живут и кушают вендоры (разработчики) - остается открытым.
Правда, есть одно "но", которе состоит в том, что далеко не везде на просторах нашей Родины есть доступный выделенный Интернет. И порой приобрести ту самую коробку с дистрибутивом с доставкой гораздо проще (и дешевле), чем скачивать несколько гигабайт. В этом смысле недостатки бизнес-модели компенсируются жизненными условиями. Или я что-то упустил?
Оригинал и комментарии: ITBlogs.ru