Блог Александра Башкирова

ИТ и бизнес, компьютеры и ПО, фото, программирование и просто мысли…
Этот сайт в основном посвящен тому, что мне интересно вне работы. Ведется в порядке хобби.
Все изложенное на сайте - мое частное оценочное мнение и не может быть истолковано иначе.
Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Фильм Павла Лунгина “Остров”

Просмотров: 20119Комментарии: 0
Alib.spb.ru

Фильм Павла Лунгина "Остров". Об этот фильм сломано немало копий:) Кто-то считает, что фильм однозначно "вреден". Кто-то наоборот, рассуждает о "полезности" фильма. В общем, страсти кипят...

Для начала приведу краткое содержание (вольный пересказ; для тех, кто не смотрел).

Начало фильма переносит нас в период Великой Отечественной войны. Молодой матрос (как потом выясняется - пленный) работает кочегаром. Ночью приплывает патрульный немецкий катер, офицер с которого требует выдать капитана. Матроса предлагают расстрелять... далее следует некрасивая сцена: матрос вырывает из угля своего капитана (Тихона). Немецкий офицер направляет на него пистолет, но глядя на собачье-рабскую позу матроса, меняет решение. Он оставляет в обойме пистолета один патрон, и объясняет матросу, что застрелив капитана, он будет жить. Капитана ставят у борта (очевидно, дело происходит на барже), матрос стреляет... капитан падает за борт. Немцы уплывают. Баржа взрывается. Эпизод заканчивается сценой, когда какие-то люди бегут к телу матроса, не подающего признаки жизни, выброшенному на берег.

Следующий эпизод переносит нас в 70-е года 20 века. Перед нами - небольшой монастырь, расположенный где-то на севере (точное месторасположение неизвестно; по крайней мере, намеков на это в фильме нет). Перед нами - юродствующий монах Анатолий. Анатолий работает в кочегарке - его стараниями поддерживается приемлемая для служения температура в Храме. Северная природа, уголь и пламя от угля... и постоянное глубокое покаяние Анатолия. (Петр Мамонов сыграл эту роль просто замечательно!). Господь наградил Анатолия даром прозорливости: многие приходят к нему люди ("с материка"). Вот девушка: пришла за "благословлением на аборт, а то замуж никто не возьмет". Вот женщина: пришла попросить помолиться за усопшего мужа. Анатолий, по Божьему наитию, отговаривает девушку от греха убийства во чреве, одновременно раскрывая себя ("я сам такой же: я человека убил"). Женщине указывает на то, что муж ее жив, что она должна поехать к нему... (честно говоря, этот эпизод мне показался самым "шаманским" во всем фильме - уж больно напоминает русские сказки: пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что). Показано и то, как по молитве Анатолия получил исцеление мальчик. Примечателен эпизод: Анатолий настоял на участии мальчика в Таинстве Причащения мальчика после исцеления.

Дальше - интереснее. В монастыре, который, разумеется, не замыкается на одном Анатолии (а такое впечатление, к сожалению, создается), живут иеромонах Иов (мне почему-то показалось, что он Благочинный, но об этом нигде не сказано прямо) и настоятель - Филарет. Иов - непреклонный, в некотором смысле страстный человек, борющий свои страсти. Филарет - добрый пастырь. Много в фильме строится на отношениях Иова, Филарета и Анатолия. Филарет называет Анатолия "проказник" и "шалун". И есть за что: Анатолий по-всякому "шутит" в обители. Правда, за каждой его "шуткой" скрывается глубокий смысл... просто понятно это становится не сразу.

Примечателен один диалог между Иовом и Анатолием. На какой-то обличающий вопрос Иова Анатолий отвечает: "А за что Каин убил Авеля?". Вопрос - глубоко символичен, потому что по ходу фильма раскрывается и подтверждается: жертва Авеля была более угодна Богу.

Показано в фильме и борение (вернее, внутреннее горение) Анатолия. Сложно передать это словами... Но в каждом жесте Анатолия (буквально) сквозит покаяние и плач душевный о своем грехе. Кроме того, ведомый Духом Святым, Анатолий вразумляет Иова и Филарета... этот эпизод не хотелось бы комментировать, поскольку сам пока не сложил о нем определенного мнения.

Заканчивает фильм сцена, которая начинается с известия о том, что Анатолий умрет. Это известие приносит сам Анатолий. Дальше события развиваются чуть быстрее. К Анатолию приезжает адмирал с дочкой. Дочь явно "не в себе". Говоря проще - одержима. Анатолий узнает в адмирале того самого Тихона, в которого он стрелял 30 лет назад. По молитве Анатолия Господь освобождает девушку от беса. Адмирал с дочкой удаляются на материк, перед этим Анатолий раскрывается перед адмиралом и просит у него прощения.

После этого следует сцена, где иеромонах Иов готовит гроб Анатолию. Их диалог - предпоследний в фильме - пронизан духом христианской любви. Анатолий одевает саван, и, отослав Иова сообщить о своей кончине, отходит ко Господу.

Последняя сцена фильма - монастырский баркас, везущий гроб с телом монаха Анатолия. В этом же баркасе иеромонах Иов везет надгробный крест... Это, по сути, и есть тот последний - молчаливый - диалог иеромонаха Иова с Анатолием.

Теперь - свои ощущения.

С одной стороны, фильм понравился. Понравился тем, что это фильм про православный монастырь, про монахов, про то, что является частью русской культуры. Понравилось то, что Анатолий показан не смиренным подвижником, несущим свой крест - а страдающим и мечущимся. Ищущим, и осознающим. Нравится то, что в фильме показан не только путь человека - но и Промысел Божий, ведущий этого человека по жизни.

Не понравилось же то что нет даже намека на жизнь Анатолия в течение 30 лет. Как он жил? Какой путь прошел? Как матрос стал монахом? (Намеком может служить сцена, когда Анатолия-матроса подбирают какие-то люди, возможно - монахи). Как нашел Господа Бога, как и через что получил от Господа благодать исцелений и молитвенную силу? Кроме того, не понравилась концентрация монастыря вокруг Анатолия. Настоятель, при его доброте, показан тихим и иногда кажется безвольным - мне кажется, что в реальности так не бывает.

Отдельно, пожалуй, стоит отметить харизму и юродство монаха Анатолия. Юродивых издревле почитали на Руси. Однако этот путь – не самый характерный для христианства. Таким образом, в фильме показан по-своему уникальный частный случай. Интересно также то, что Анатолий говорит: «Господи, почему Ты дал мне этот дар?». Аналогичные слова встречаем и у о.ИоаннаКронштадтского: «Я не знаю, по какому промыслу Божию Он слышит мои молитвы»… (и то, и другое – вольный пересказ цитат).

Также стоит отметить, что местами герои показаны весьма гротескно – это касается всех без исключения персонажей, за исключением, пожалуй, Тихона – того самого, в которого стрелял молодой Анатолий.

Кроме этого, настораживает атмосфера чудотворения – выглядит несколько неестественно. Напоминает фабрику чудес, или, говоря проще – горе-целителей – экстрасенсов. А настораживает то, что Анатолий, при всей внешней церковности (или «святости», но этот термин мне нравится применительно к ситуации меньше) не приводит тех, кто к нему приходит, к Богу. Вернее, не то, чтобы не приводит: чудеса-то по промыслу Божию происходят! Просто он молчит. «Надо причаститься теперь» - напоминает какой-то магический обряд. Однако следует отметить, что после каждого исцеления Анатолий сам благодарит Бога. Учитывая, что дело происходит в 70-х годах (время коммунизма и безбожия), возможно, такой подход и оправдан… людям больше надо было чудо, возможно, именно оно – зримое проявление Бога – являлось тем толчком, что в итоге коренным образом менял жизнь человека и приводил его к Богу. Хотя здесь мне судить сложно.

Фильм снимался, кстати, практически без советов и консультаций со стороны священнослужителей, поэтому могут встречаться в нем определенные неточности с точки зрения Богослужения (допускаю, но не уверен, поскольку сам не в состоянии оценить - так ли это). Следует отметить и то, что, будучи снят внецерковными людьми (то есть, не под эгидой РПЦ), фильм получился удивительно церковным и теплым; вернее - христианским по сути, по духу. И это в моих глаза искупает те огрехи, которые в нем есть.

Общее ощущение: фильм хороший, однозначно стоит того, чтобы его посмотреть.

Ссылки по теме:

Оставьте комментарий!


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)