Блог Александра Башкирова

ИТ и бизнес, компьютеры и ПО, фото, программирование и просто мысли…
Этот сайт в основном посвящен тому, что мне интересно вне работы. Ведется в порядке хобби.
Все изложенное на сайте - мое частное оценочное мнение и не может быть истолковано иначе.
Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Хабр: Что нужно учесть при проектировании системы, чтобы не было мучительно больно?

Просмотров: 2092Комментарии: 0
Alib.spb.ruРабота

На Хабре очережная интересная статья: "Что нужно учесть при проектировании системы, чтобы не было мучительно больно?". Статья о том, как много боли можно получить впоследствии, изначально - неверно спроектировав приложение.

Вернее, как "неверно спроектировав". Понятное дело, что когда гипотетическое веб-приложение типа "сайт с некоторыми функциями" делается "для себя" / "для 100 - 1000 пользоваталей", то по большому счету - не очень важно, "синхрон-асинхрон", "прямые права" (не через роли) и т.д. Когда пользователей становится 100 000 - 1 000 000 и выше, эти проблемы начинают "выстреливать", причем - в самый неожиданный момент. Да, кстати, это не только для веба - это в принципе, для многопользовательских приложений. У всех свои "пороги срабатываения проблемы", но то, что проблема "выстрелит" на больших объемах, если её оставить - 100%. Безальтернативно.

Понятное дело, что поначалу никто не планирует "выход на объем", но вот что точно нужно делать в самом начале - как следует проработать архитектуру приложения, с тем, чтобы впоследствии было проще "расшивать" узкие места. Автор статьи, кстати, делает совершенно аналогичные выводы. Не касаясь явно, правда, еще одного момента - а именно объема данных. Косвенно о них говорится в разделе "Масштабирование", но явно - нет. А это, вообще говоря, может быть той еще головной болью. Когда, например, хранилище данных достигает 10000 Тб, и нужно обеспечить быстрый доступ ... или, как вариант, необходимо хранить таблицу в пару-тройку десятков миллионов строк... еще раз скажу, что редко когда на старте думаешь о том, что так будет. Но бывает, и еще как! В одном случае - логирование действий пользователей с ростом их числа съедает всё место, в другом - начинают в систему "заводить" не предназначенный для этого "тяжелый" контент (видео и т.д.). И получается на выходе - тормоза, отказы, 503я ошибка или просто "висим намертво".

Так что мораль: если вы только начали проектировать приложение - думайте о росте. Если приложение уже есть, но в нем еще нет ни пользователей, ни данных - думайте о росте. Потому что если не думать, то "рост" заставит вспомнить о нем сам. И будет существенно больнее.

E-xecutive: 8 способов заработать на бесплатных услугах.

Просмотров: 1781Комментарии: 0
Alib.spb.ru

На E-xecutive очередная интересная статья: 8 способов заработать на бесплатных услугах.

Вообще-то, это "не совсем статья", это - глава из книги Кевина Келли, «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее». – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2017. Тем не менее, почитать весьма и весьма интересно.

В статье в очередной раз говорится о том, что мы живем в цифровую эру. И делается несколько гипотез относительно того, что теперь, в условиях изменившейся реальности будет являться тем, что "цепляет" потребителя.

И действительно... взгляд на реальность в статье "немного ломает" сложившиеся представления. Короткий пример: за что мы платим, идя на премьеру в кино? За фильм? Отнюдь. "Всего лишь" - за право увидеть фильм раньше других. Потому что рано или поздно фильм окажется в свободном доступе. И посмотреть его можно будет "бесплатно" (потому что это в ряде случаев незаконно). Как заработать в условиях, когда "уже вот так"? Об этом очень такими "жирными" намеками говорится в статье.

Про тренды мира и бизнеса.

Просмотров: 2090Комментарии: 0
Alib.spb.ru

Попались на глаза 2 статьи, авторские колонки: Пять трендов, которые сейчас определяют наш мир (https://rb.ru/opinion/mir-nash/) и Шесть трендов, которые должен понять каждый, прежде чем заняться бизнесом (https://rb.ru/opinion/kompaniya-2/

Статьи связанные, поэтому - пишу о них вместе.

Вообще, есть такая вещь, как прикладная футурология. Это когда пытаются угадать будушее, на основании тенденций, которые уже есть в настоящем. Так вот, те статьи - они как раз о том, что уже есть. Буквально - готовый срез реальности. Первая статья о том, что теперь счастье понимается по-другому, чем раньше: важно не то, сколько у тебя благ, а насколько ты счастлив. Важно то, куда ты тратишь свое время. Важно то, что ты вносишь как свой вклад в жизнь общества в целом. Важна открытость и динамика.

Исходя из этого, написана вторая статья. Там - о том, как изменился бизнес. И по большому счету - неявно о том, что надо сделать компании, как измениться, чтобы выжить и преуспевать. Тезисы, кстати, достаточно очевидные (кое-какие из них Герман Греф активно продвигает). Вот они: конец строгих иерархических структур. Компания - лишь площадка. Таланты инвестируют свой труд в несколько проектов. Тотальная инновационность. Способность кооперироваться как ключевое преимущество. Доминирование внутренних стимулов над внешними.

Отчасти реализацию этих тезисов я в той или иной степени наблюдаю буквально "вот прямо сейчас". Тот же Сбербанк - строит сберджайл (интересно было бы посмотреть, что будет, когда наконец построит), несколько человек в моём окружении полне гармонично работают на несколько компаний (не то, что "шабашка" - нет, вполне открыто и прозрачно). И дикая мешанина из горизонтально-вертикальных связей.

В общем, есть о чём подумать. При этом - каких-то особых выводов не будет - статьи эти скорее отправная точка для того, чтобы остановится и посмотреть на "было - стало".

Стихотворение

Просмотров: 2349Комментарии: 0
Стихи
Немного нервно и внезапно
Мир пробуждает сам себя.
Седое небо. Кофе, завтрак -
День начинается с нуля.
 
Он может стать обыкновенным,
Ему же так не объяснишь - 
Что как нарывы - нервы, нервы 
И не его, а сплошь мои.
 
Он одинаков в каждой точке
Безотносителен к тому
Что он поделен на кусочки
Движений, слов, людей, минут.
 
Он одинаков в сотнях смыслов, 
Но стал для каждого своим
Как составляющая жизни
И состояние любви.
 
Он одинаков и различен
Зависимый от свойств души.
И в целом вроде обезличен,
Но персонален, если жить.
 
А время по оси проходит:
Нормальный пульс пустых минут...
"Ведь ничего не происходит?"
"И что теперь?" - "Нас где-то ждут".
 
Немного нервно. Тихо бьется
Усталость - та, что не прошла.
Привычно. Тускло. На излёте
На небесах дрожит душа.

Оно же на Самиздате: http://samlib.ru/b/ba/nemnogo_nervno.shtml

Про улучшение продукта - 2

Просмотров: 2865Комментарии: 0
Alib.spb.ru

В продолжение поста про улучшение продукта.

Вопрос. Что будет для потребителя действительно ценным? Таким, чтобы продукт "пошёл"? Мне кажется, тут есть несколько путей развития, и - их немного.

Первый путь - давать потребителю что-то такое, чего нет у других. Например, в примере с автомобилем: а можно ли было сделать Нексию, сохранив все преимущества Кадета? Или с софтм: помните, каким прорывом стал обыкновенный тетрис? Можно возразить, что ха! вот просто так каждый раз нельзя выдавать "на гора" принципиально новый продукт. Но, простите - можно не просто "выдавать на-гора продукт", можно и нужно - делать так, как другие не могут. Вспомним развитие сотовых. Куча телефонов, переход к тач-скрину... И тут появляется эппл и его iPhone. Казалось бы - продукт вполне понятный, "еще один телефон". Но... Что он принес нового? А принес он ни много, ни мало - новую историю взаимодействия "устройство-пользователь". Все те же функции телефона + другой стиль взаимодействия - и вот "на выходе" мы имеем родукт, который становится кумиром и уверенно держится в этой роли уже много лет.

Второй путь - выделить основное и убрать лишнее. Это, на самом деле - проще сказать, чем сделать. Интуитивно понятно, что в наш цифровой век простота спасет мир, но вот как её достичь - зачастую загадка. Как определить, что просто, а что - нет? Тот же iPhone - сложное устройство, которым можно пользоваться достаточно просто. Или - автоматическая коробка передач в автомобиле. Сложнейшее устройство, со своим "интеллектом", но при этом управление которым сводится к простому переключению джойстика. Этот же подход работает и при производстве ПО: зачастую пользователь использует не более 20..30% возможностей продукта. "Так зачем делать больше? Лучше сделать меньше, но качественнее" - рассуждают ряд производителей. И - они в чем-то правы. Не скажу, что весь SaaS "грешит" простотой, но реально - куча SaaS сервисов массового назначения простая как "три копейки".

Третий путь - вовлечь потребителя в цепочку создания ценности. Это, на минуточку,- вступить с ним в тесный контакт, и непрерывно отслеживать его ценности, и - следуя им, улучшать продукт в сторону действительных потребностей. Простой шаг, но он работает только для имеющихся продуктов, со сложившимся сообществом потребителей. Создавать новый продкут, ориентируясь только на пристрастия потребителя - особенно на пристрастия массового потребителя - достаточно опасно, можно попасть в ловушку "делаем все вот прямо сейчас".

Возможно, есть еще какие-то пути повышения ценности. Предложите?

Ну и напоследок интересный вопрос, из обсуждений первого поста: а как понять, что дает ценность, а что - нет? Отчасти я этого момента коснулся: обратная связь от потребителей в той или иной форме наше всё. Только тут очень надо "внимание на форму". Потому что можно "провести соц.опрос", а можно - "встроить обратную связь в цепочку создания ценности продукта". То есть, проще говоря - сделать так, чтобы история продукта для пользователя включала в себя в том числе и элементы интерактива: сбор и обработку обратной связи, как минимум. Как еще понять, что дает ценность? Да просто посмотреть по сторонам. Мы не одиноки в этом мире - наверняка для нашей классной идеи, для нашего продукта уже придумали аналоги. Что есть у них? На что "клюют" потребители, уходя к конкурентам? Что у них есть такого, чего нет у вас? (Только не стоит бежать копировать... стоит подумать над тем, как скрестить то, что есть и то, что может быть встроено в ваш продукт. Что это будет в итоге? Как будет использоваться? И вообще - это улучшение - про вас? А может нет?).

Книга "Поющие метель". Наконец-то вышла.

Просмотров: 1985Комментарии: 2
НовостиAlib.spb.ru

Как-то незаметно вышла моя книга "Поющие метель". Это - стихи, которые были написаны в разное время. Кому интересно, милости просим:

Незаметно - потому что собирался её издать года три. Реально - начал делать шаги в сторону издания в конце октября 2016, получил книгу в конце марта 2017. (Тут сам виноват: обложка... состав книги... поиск издательства... логистика...). Издавался, кстати, в Москве - издательство Спутник+. Питерские издательства или дороже, или давили снобизмом. :(

Тираж был 100 экземпляров (ну не в цене нынче поэзия, что поделать). Кстати, еще есть пара десятков книг от тиража - если кто-то из моих друзей и знакомых хочет экземпляр - напишите мне, пришлю почтой. Зато это "настоящая книга" (напомню, что ей считается книга с отсылкой обязательных экземпляров в Книжную палату и присвоением кодов ISBN/ББК/УДК).

Обложка, кстати, очень классная. Её делала замечательный художник из Ульяновска - Ирина Абуталипова (http://illustrators.ru/users/irina-abutalipova). Нашел я её случайно, и очень рад, что нашел именно её - обложка получилась ровно та, которую хотел. Смотрите сами:

Так что - я очень-очень доволен :)

Ну и, "чтобы два раза не вставать", моя страничка со стихотворениями на Самиздате: http://samlib.ru/b/ba/ (там книга тоже выделена, правда, порядок стихотворений не тот).

И еще - дальше буду новые стихотворения публиковать в блог (а оттуда они автоматически уйдут в ФБ и ЖЖ).

Так как-то.