Итак, на все описанное ниже, меня вдохновила эта статья: http://club.foto.ru/forum/39/591387
Там товарищ рассказывает про свой положительный опыт создания макрообъектива на базе И100У. Я решил повторить сей подвиг...
Итак. Ингредиенты:
- Гелиос 44 в версии К (байонет)
- И100У - объектив от фотоувеличителя
- переходник (подробности ниже)
- макрокольца М42
- кольцо переходное М39-М42
Я процесс создания объектива фотографировал, так что дальше буквально иллюстрированное руководство.
Для начала берем наш Гелиос, любуемся на него.
Сразу же скажу, что от объектива нам потребуется корпус и диафрагма. Линзы не нужны. Ну, как говорится, поехали.
Снимаем передний линзблок. Все достаточно просто: выкручиваем переднее кольцо (я для этого использовал штангенциркуль), видим примерно такую картину:
Ну и само кольцо:
Кстати, есть мысль использовать его как бленду - по типу того, как идет бленда на 40ом лиме... Но это потом, а пока - снимаем байонет. Откручиваем винты, и вуаля:
Выкручиваем задний линзблок за риски на большом кольце.
Затем выкручиваем передний линзблок. Для этого откручиваем за риски внешнее кольцо. Получаем корпус с диафрагмой и геликоидом.
Прикручиваем байонет, проверяем, что диафрагма и геликоид работоспособны:
В общем, основа для будущего объектива готова. Так сказать, отучались (хотя если делать все спокойно - ничего "такого" тут нет).
Дальше - берем заранее приготовленный переходник и вворачиваем его в оправу.
Переходник в общем необычный. Вот такой:
Латунное кольцо, наружная резьба 52 мм на 0,75. Внутренняя 42 мм на 1 мм. "В природе" таких переходников я не нашел, так что делал на заказ, на заводе (даю ссылку: http://www.teh-comp.ru/ - токарные работы, делают очень неплохо, ценник... достаточно гуманный, по сравнению с аналогами).
Так вот, проверяем, что все вкручивается и работает. Дальше, правда, возникает вопрос с чернением.
Я честно погуглил, и честно признал что нагугленный способ для меня не подходит (рекомендуют медный купорос гасить аммиаком, затем чтото еще делать в том же роде, после чего чернить...). Мне надо что попроще =) В итоге, купил обычный тюбик обычной черной акриловой рельефной краски. И обычной пластиковой палкой нанес ее на торец (которым буду ввинчивать в оправу). Также зачернил внутреннюю резьбу - краску наносил на автную палочку, и аккуратно втирал ее в резьбу. При всей нелепости этого способа - "оно работает" :) и да, то, что слой лежит неровно - не страшно, он все равно внутри. Кольцо с "зачерненным" торцом:
Краска:
Дальше дело техники. Собрать все это в одно.
Получилось примерно так (оправа от Гелиоса, переходник, кольцо м42-м39, И23У):
Почему "примерно"? Да потому, что как выяснили полевые испытания - полученный объектив имеет МДФ порядка 40 см, плюс - "макро хочется побольше", в смысле - масштаб бы побольше. Кстати, в исходной статье видно, что автор столкнулся с тем же самым.
Ну, где наша не пропадала. Есть ведь такая замечательная штука, как макрокольца м42:
Масштаб стал побольше...
В чем же в итоге сила?
Во-первых, И23У - замечательный с точки зрения разрешающей способности объектив.
Во-вторых, посадив его в оправу от Гелиоса - я получил возможность фокусироваться не перемещая камеру (что выгодно отличает самопал от гораздо более простой конструкции "И23У - кольцо 42-39 - макрокольца м42 - переходник М42-PK). Могу сказать, что это одно уже стоит того, чтобы потратить время на сборку и деньги на детальки. (Хотя по-хорошему, надо сажать на тромбон - там по идее будет "покрасивее").
Что на выходе?
Макрушник с приличным разрешением и регулируемым масштабом (за счет колец). С МДФ около 30-40 см. (меньше не удалось получить, подозреваю, что это особенность именно И23У).
Портретник. Да-да, именно так. Как это ни странно, но портреты самопалом снимать вполне можно. Без колец, естественно. Даже присутствует специфическое боке.
Теперь - что не удалось. Сфокусировать на бесконечность. Не знаю, надо оно мне в данном случае или нет. Но хотелось бы.
И тестовые и не очень снимки:
Ну и общий вывод: мне понравилось :) стекло получилось достаточно интресное. Ну и вопрос - зачем мне это, если можно купить макрушкник? Ну, во-первых, интересно собрать "ручками". Во-вторых - интересно собрать что-то чем потом рально интересно работать.
PS. Не знаю, как себя ведут автофокусные макрушники, а мой самопал очень не любит ветер - потому что когда объект съемки раскачивается, "ловить" его в фокус - "то еще" удовольствие =)